Пожалуйста, Давайте Поговорим!

Так по-своему расшифровали название нового курса внеурочной деятельности ученики МБОУ СОШ №49, где в 5-х-9-х классах реализуется разработанный в школе проект «Профилактика девиантного поведения» («ПДП»), рассчитанный на активное применение деятельностного подхода и современных медиатехнологий.

На занятиях каждый участник получает возможность непосредственно «поработать с проблемой» и найти вариант ее позитивного решения. Чем пятиклассники могут посоветовать заняться Тому Сойеру, чтобы он больше не пробовал курить, и какие листовки подготовить для флешмоба «Лучше не начинать», посвященного Международному дню отказа от курения? Каким может быть твой собственный видеоролик «Скрытая угроза. Эпизод 1: гаджет» и какие памятки смогут помочь не попасть в зависимость от деструктивной группы? Какой тренинг позитивного решения конфликтов можно разработать и провести для младшеклассников и каким станет маршрут заочного путешествия по НСО для создания карты «Наша область- многонациональная и поликультурная»? Эти и множество других вопросов определяют характер и содержание деятельности обучающихся разного возраста   в рамках нового курса. 

В качестве медиаматериала для занятий педагоги школы №49 активно используют ресурсы Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России». Этот проект представляет снятые с участием профессионалов-психологов, педагогов и самих детей художественные фильмы, где рассматриваются базовые нравственные понятия и ценности, осознание и принятие которых способствует становлению личности обучающихся и  формированию у них  позитивных жизненных установок. На официальном сайте проекта предлагаются методические рекомендации к фильмам и предложения по организации социальных практик на основе просмотров, однако не менее содержательны и интересны занятия, когда педагог разрабатывает и реализует собственный сценарий. Осознанию обучающимися 7-х классов нравственных понятий «сила воли», «ответственность за свои поступки» и анализу проблемных ситуаций в жизни подростков, поиску путей выхода посвящено занятие «Воля и мечта или «лучше оставаться бездумной молодежью»?», которое разработала и провела учитель математики, классный руководитель 7б класса Марина Андреевна Грачева. Основой занятия стал фильм «Если бы не я…», опубликованный на платформе «Киноуроки в школах России». В ходе работы после совместного просмотра ребята очень активно комментировали поведение героев, анализировали их поступки и слова, «мечты» и «реальные проблемы». Что же можно и нужно делать, чтобы «проблемы» не пересилили «мечту», где искать пути выхода? При обсуждении семиклассники неоднократно повторили фразу режиссера А.П. Довженко, дважды прозвучавшую в фильме: «Есть воля- есть человек, нет воли- нет человека», что позволило поговорить о смысле этих слов в контексте фильма и в реальной жизни, а также дало возможность учителю немного рассказать о личности и деятельности выдающегося кинорежиссера XX столетия. Выводы были единодушны: силы выйти из плохой компании, исполнить свою мечту и стать актрисой героиня фильма «Если бы не я…» нашла в себе самой. Благодаря силе воли можно справиться со своими проблемами-  этому, с точки зрения ребят, учит фильм всех зрителей.

Еще один источник медиаматериала для занятий по курсу внеурочной деятельности «ПДП» -  проект -мультсериал «Просто о важном. Про Миру и Гошу», создаваемый при поддержке   специалистов-психологов. На проведенном для обучающихся 6-х классов занятии «Ты и Другой: учимся правильному отношению к людям» (направленность занятия- профилактика агрессивного поведения и формирование толерантного сознания, разработка учителя биологии МБОУ СОШ №49, классного руководителя 6в класса О.А. Атаровой) использован представленный на интернет-ресурсе этого проекта   мультфильм «Про Миру и Гошу. Серия «Другой мальчик». Начав разговор с путешествия по страницам сказки Андерсена, шестиклассники смогли по-новому посмотреть на некоторых знакомых с раннего детства сказочных героев, демонстрирующих унижающий других стиль общения.  Обращение к мультфильму «Про Миру и Гошу» позволило увидеть, насколько неточны и несправедливы могут быть наши суждения о малознакомых людях, понять, как неготовность принять другого обедняет нашу жизнь, и обсудить, как было бы лучше думать и поступать в ситуации, которую переживают герои. Ребят не оставили равнодушными мудрые слова   мамы из финальной сцены мультфильма: каждый отвечает за свой поступок сам и здорово, когда человек способен извиниться перед «другим» за свою ошибку. Этот момент занятия смотивировал на размышления: всегда ли мы слышим мудрые слова и советы, которые дают нам взрослые? В поисках ответа шестиклассники вспомнили ситуации из собственного жизненного опыта, когда им довелось услышать особенно ценные советы взрослых. Так прямо на занятии возникла электронная книга «Мудрые советы для учеников 6в», к которой классный руководитель обращается как на классных часах, так и на родительских собраниях, укрепляя детско-родительское взаимодействие-важнейшую основу развития личности ребенка.

Сценарий-разработка занятия «Воля и мечта или «лучше оставаться бездумной молодежью»?» (автор - учитель математики МБОУ СОШ №49, классный руководитель 7б класса М.А. Грачева)

Материал подготовила Федотко Татьяна Алексеевна,

руководитель городского Медиаобразовательного проекта