Возможности киноурока

В Тюмени завершился III конкурс педагогического мастерства, участниками которого стали педагоги, работники учреждений образования, культуры, молодежной политики и социальной сферы, а также родители и подростки со всей России.

Организаторы конкурса: Программа «Ноль Плюс» (Фонд развития творчества «Жизнь и Дело»), Ассоциация кинопедагогов России, Федерация современного искусства, Департамент образования и науки Тюменской области.

В номинации «Лучший сценарий киноурока» победителем стала Яна Михайловна Рожнева, учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 217.

Киноурок. Что это? Инновационная форма или новые возможности, открывающиеся перед учеником и учителем? Новый способ коммуникации ученика со своим внутренним «я» через построение новой линии личной эмоционально-волевой рефлексии посредствам видеоконтента? 

Яна Михайловна предлагает нам свое видение того, что она вкладывает в это понятие и в процесс взаимодействия педагога с ребенком:

«В современном мире ребенок смотрит на все через призму экрана: компьютер, телефон, телевизор, электронные книги, интерактивная доска на уроке и понятно почему это происходит: интересно, ярко, увлекательно, быстро, эффектно, интерактивно, другие роли, чувства, ощущения, эмоции, взгляд на мир экрана – это здесь и сейчас мир ребенка, мир его уникальности и неповторимости, мир его сиюсекундной мотивации, ведь ребенок смотрит, а значит переживает, эмоционально зависит, удерживает сюжетную линию, высказывает собственные ощущения, поддерживает или наоборот осуждает, хочет подражать или удивляется происходящему, видит сходства или различия со своим миром – то есть строит внутренний диалог с просматриваемым в данный момент видеоконтентом. Это и определяет роль экранного восприятия в формировании системы знаний и ценностных ориентиров личности. Просмотры и попытки создания собственного контента позволяют «присвоить», «померить», «попробовать» чужой опыт восприятия мира, а побывать в роли героя: исправить ошибки, объяснить поступки, заменить слова, скорректировать действия, добавить эмоции – может быть воспринято ребенком как СОБСТВЕННЫЙ жизненный опыт, влияющий на формирование личностных УУД. Погружение в мир кино со сменой/выбором ролей: я – зритель – режиссер – актер – звукорежиссёр – сценарист – осветитель – костюмер – дает ребенку возможность не только совершить путешествие «за кадром», но и возможность выбора профессии.

Главная задача учителя – выбор художественного фильма с четким сюжетом, в соответствии с возрастными критериями, 12-18 минутной длительности с видимыми ситуативным воспитательным конфликтом, побуждающим рефлексию на основе имеющегося бытового личного опыта ребенка. Формирующая ситуация в фильме должна быть направлена на образное мышление школьника – на рождение эмоционального отклика, сопереживания, пробудить желание самому ребенку попробовать свои силы в создании зарисовки, видеоклипа, телепередачи, сценария, нового фильма. На этом этапе я использую технологии проектной деятельности, направленные на создание мини-кинематографического продукта в рамках урока:

1. Ребенок выбирает форму работы (индивидуально, в паре, группе).

2. Определяется с проблемой, в решении которой хочет поучаствовать (написать диалог герою, изменить костюмы, цвет, свет, декорации, музыку и т.д.).

3. Выбирает карту путешествия «За кадром», составляет план работы по предложенным блокам.

4. Выполняет работу (сам/в паре/команде).

5. Представляет итог творческого поиска классу (по желанию).

Киноурок, на мой взгляд, это возможность построения нового вида отношений с виртуальным героем, автором фильма, формирующие переход с позиции «зрителя» на позицию «собеседника-творца», от созерцания – к творчеству, а значит – к самовыражению».

«Карта-путешествие за кадром» и Первый выпуск «Школьное телевидение 217»

Материал подготовила Федотко Татьяна Алексеевна,

руководитель городского Медиаобразовательного проекта